Top Module Empty
Культура первобытного общества  E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
01.02.2011 г.

Отправная точка истории. В прошлом господствовала точка зрения, принимавшая начало государственности за начало истории. В эпоху, когда народ заставляли склоняться ниц перед гиперболизированным авторитетом государства, та ступень развития, на которой государства еще не существовало, считалась чуть ли не первобытной стадией развития человечества. Считалось даже, что сведения об этом этапе опасны, ибо могут привести к мысли, будто государство в жизни человечества не обязательно, а это в свою очередь способствовало бы порождению «опасных» идей о приходе в будущем такого времени, когда государство может исчезнуть. В довоенные годы в японских учебниках по истории для начальной и средней школы не говорилось ни слова о первобытном обществе. Конкретно же это объяснялось так: поскольку историю Японии начинали излагать с мифов об «эре богов», для первобытного общества просто не оставалось места. Однако главная причина крылась, конечно, в изложенных выше соображениях.

Попутно сложился и обычай начинать отсчет исторического периода лишь с момента упоминания о нем в письменных памятниках, эпоху же, не имевшую письменных памятников, называли предысторией. Такая концепция, по сути, смыкалась с той, чьи сторонники считали доклассовое общество этапом, предшествовавшим истории, и первобытное общество включали в предысторию.
Сейчас уже общепризнано, что письменные памятники не являются единственным материалом для изучения истории. Правда, такой термин, как предыстория, имеет еще хождение у археологов, но никто уже не сомневается в том, что и она представляет собой один из периодов самой истории. Это касается и государства. Его рассматривают уже как одну из общественных организаций, впервые возникшую на определенном этапе человеческой истории и, следовательно, как исторический продукт, который в будущем исчезнет. Словом, длительному периоду истории человечества до возникновения государства начинают придавать большое значение.
История человечества началась с того периода, когда люди, впервые приступив к изготовлению орудий производства, стали заниматься общественно-производительным трудом, - эта теория господствует в настоящее время в научных кругах. Обычно историю начинают излагать с момента возникновения каменных орудий, которые являются древнейшими орудиями производства и одновременно предметами культуры. И в послевоенных учебниках по японской истории изложение не начинается
уже с «эры богов», ибо утвердился обычай начинать его с каменного века.
Итак, история Японии также начинается с возникновения каменных орудий. С точки зрения общественной организации каменный век как раз и соответствует эпохе, называемой первобытнообщинным строем.
Что представляло собой первобытное общество. До недавнего времени считалось, что каменный век в Японии характеризуется употреблением керамики дзёмон. Однако после того, как в результате раскопок, произведенных в 1949 году в местечке Ива-дзюку (префектура Гумма), были обнаружены каменные орудия при полном отсутствии следов керамики, стало ясно, что культуре дзёмон предшествовала иная, не имевшая керамики культура. Впрочем, последняя пока мало изучена.
Однако так или иначе, но в каменный век люди не занимались еще сельским хозяйством, а добывали себе средства к существованию охотой на оленей и кабанов в горах, ловлей рыбы в морях и реках, собиранием съедобных растений. Поэтому коллективное производство не получило сколько-нибудь значительного развития, не создавалось тогда и имущества на основе накопления излишков продуктов. Не было, следовательно, и условий для зарождения политической власти, опиравшейся на силу богатства. В этом обществе не существовало ни классовых противоречий, ни государственной власти. Таковы характерные особенности, принципиально отличающие первобытнообщинную формацию от обществ, появившихся на других исторических этапах.
Керамика дзёмон. Сколько времени существовало в Японии первобытное общество, не ясно. Современной наукой не выработаны еще методы абсолютно точного подсчета продолжительности эпохи, не имевшей письменных памятников, несомненно лишь, что она была длительной и охватывала несколько тысячелетий.
Ко времени, когда наши предки переселились на территорию Японии, последняя, по всей вероятности, представляла собой продолжение Азиатского материка. Однако впоследствии проживавшие на островах люди каменного века оказались вне влияния континентальной культуры, и культура каменного века постепенно развивалась внутри самих японских общин. Людям каменного века в Японии трудно было своими силами совершить скачок от стадии родовой общины, характеризовавшейся низким уровнем развития производительных сил, к более высокой форме общности людей. Тем не менее и в рамках каменного века им удалось в максимальной для этого периода степени развить искусство изготовления каменных и глиняных изделий. Об этом свидетельствуют многочисленные виды керамики дзёмон, ее богатая отделка.
В изготовлении обнаруженных в районе Канто сосудов дзёмон установлено пять больших и почти тридцать более мелких этапов развития их формы. Вот типы керамики самого раннего периода, называемые игуса: даймару, нацусима, инаридай хи-расака, мито, тато, тато, сибогути, каяма. От них пошли сосуды раннего периода, называемые ханацумэ. Это сосуды типа сэкияма, курохама, мороисо; затем следуют сосуды среднего периода-горёдай, кацудзака, в который входили ота-мадай, касори Е I, то же Е II; сосуды позднего периода-хори-ноути I, хориноути II, касори В I, касори В II, то же В III, со-нэя, ясуюки I, ясуюки II, и, наконец, сосуды самого позднего периода-ясуюки III a, III b и III с. Названия даны археологами по имени населенных пунктов, где они были обнаружены. Все это позволяет судить о том, что форма сосудов дзёмон изменялась с течением времени, причем этот процесс был длительным. В самом раннем периоде сосуд имел простой узор, который наносился на его поверхность предметом, напоминавшим крученую нить; в ранний период сосуд уже получает настоящий веревочный узор, постепенно приобретая при этом все более сложный внешний вид. В средний период это уже утварь, снабженная затейливыми выпуклыми украшениями, резьбой и декоративными отверстиями в верхней части. В поздний и самый поздний период различные изделия - глубокие горшки, плошки, горшки на подставке, тарелки, глиняные чайники, курильницы-и по своей форме и по орнаменту становятся весьма разнообразными. Накапливавшиеся из периода в период
различные виды изделий действительно прекрасны. Само же богатство оформления керамики дзёмон, а также развитая техника обработки камня, позволявшая делать отверстия в твердых породах, дают основания полагать, что на данном этапе сложилась уже высокая техника художественной обработки изделий. Это и есть одна из характерных черт культуры этого периода.
Низкий уровень развития производительных сил. Впрочем, развитие техники обработки утвари и каменных орудий вовсе не означает, что каменному веку на Японских островах соответствовал прогресс материального производства. Впрочем, и в Европе периода палеолита, когда население не занималось еще земледелием и в употреблении находились каменные орудия, представлявшие собой осколки от крупных камней, техника изготовления глиняной утвари также еще не была известна. Однако во времена неолита, когда начали использовать отшлифованные орудия, населявшие Европу племена стали изготовлять глиняную утварь, заниматься сельским хозяйством и скотоводством. В Японии отшлифованные каменные орудия и глиняная утварь - черты неолита - существовали в отличие от Европы и в период распространения керамики дзёмон.
Что же касается производства, то на Японских островах в ту пору не занимались еще сельским хозяйством и скотоводством.
В Египте век металлов начался в пятом тысячелетии до нашей эры. В соседнем с Японией Китае бронзовые орудия появились в XIII в. до н. э., в III в. н. э. в государствах Цзоу и Хань уже применялись железные орудия. По сравнению с ними Япония и в неолит вступила значительно позже. Более того, неолит в Японии отличался низким уровнем развития производительных сил, ибо человек еще не вышел из стадии зависимости от природных условий. В этом, очевидно, заключается одна из характерных особенностей истории Японии.
Такой низкий уровень развития производительных сил, несмотря на высокое мастерство в обработке сосудов и каменных орудий, не мог не стать причиной торможения духовной жизни людей каменного века. Высокий уровень обработки предметов материального быта и вместе с тем слаборазвитое общественное сознание и привели к удивительно неравномерному развитию культуры первобытнообщинной формации.
Господство магии. В настоящее время трудно установить содержание духовной жизни людей каменного века. Дошедшие до нас громадные каменные палки фаллической формы, непригодные для практического употребления, глиняные фигурки женщин с выпуклыми грудями-все это были, по-видимому, предметы магии. Это дает основание предположить, что магия в ту эпоху, очевидно, господствовала в жизни людей. Известны случаи, когда на найденных черепах людей каменного века зубы были обработаны в форме пилы, а некоторые из них вырваны. Это свидетельствует о том, что в те времена практиковалась деформация тела в магических целях, и наводит на мысль, что иррациональная вера в магию играла огромную роль в жизни человека того периода. Захороненные трупы с переломленными конечностями (если это не делалось ради экономии сил при рытье погребальных ям) также могут свидетельствовать о примитивном мышлении первобытных людей, боявшихся возвращения умерших. В последнее время была выдвинута даже гипотеза, будто так называемые ракушечные насыпи, где скапливались кости животных и остатки раковин, служивших первобытным людям пищей, представляют собой не просто кучи мусора, а места, где совершались обряды проводов на небо душ съеденных животных. Там возносились молитвы об их возвращении на землю, дабы обеспечить изобилие пищи.
Остается много пробелов о связях культуры дзёмон со следовавшей за ней культурой яёй Не ясна до конца и связь народных верований последующих периодов с верой в магию, господствовавшей в первобытном обществе. Однако источник народных верований, очевидно, следует искать в магии. Мы, современные люди, явились свидетелями того, как даже находящиеся на переднем ирае современной науки институты прибегали к магическим обрядам (например, во время закладки здания атомного центра была совершена церемония умиротворения земли), и мы не можем не поражаться живучести столь глубоко укоренившихся взглядов первобытного общества. Подробные сведения относительно социальной структуры той эпохи нам неизвестны, но при первобытнообщинном строе, когда магия занимала в жизни людей такое важное место, владевшие искусством магии старейшины, несомненно, играли роль руководителей коллектива. Однако, исходя из того, что большинство глиняных фигурок изображают женщину, можно, очевидно, предположить, что и общественное положение женщины в те времена было достаточно высоким. И в последующую эпоху, вплоть до конца периода древнего общества, женщина в Японии не находилась в полном подчинении мужчины. Это, очевидно, объясняется длительным существованием пережитков первобытнообщинного строя. Данное обстоятельство также заставляет полагать, что в первобытном обществе женщина занимала высокое положение. В этом обществе не было еще разделения на бедных и богатых, не существовало и материальной базы для неравноправия женщины. Небезосновательна также теория, будто родство тогда велось по материнской линии. В основе матриархата лежали отношения матери и детей как наиболее ясно указывающие на непосредственную родственную связь. Эта теория усматривает в широко распространенных в древнем обществе браках цумадои, при которых муж и жена жили раздельно, пережиток матриархата. Остатки жилищ периода Дзёмон (жилища людей той эпохи называют татэана - яма) свидетельствуют о том, что люди жили тогда в вырытых в земле неглубоких ямах, которые имели прямоугольную или эллиптическую, близкую к прямоугольной, форму. В земляной пол такой ямы врывали столбы, на них и держалась крыша. Жилища татэана, целиком лишенные полов и иногда устланные камнями, долгое время существовали и в последующий период; в течение нескольких сотен лет они служили жилищем для простых людей. В этом также можно усмотреть исключительную живучесть культуры первобытного общества.
Не следует забывать, что содержание культуры первобытнообщинной формации (последней присущи специфические черты, легко поддающиеся идеализации с точки зрения чисто современного восприятия, ибо тогда отсутствовало правительство и не было классов) было весьма примитивным, соответствовавшим чрезвычайно низкому уровню развития производительных сил. Однако историческое значение этой культуры велико, поскольку ее элементы еще долго существовали в Японии, сказываясь на всей японской культуре последующего периода.
Мы уже говорили, что в Японии периода первобытного общества, продолжавшегося несколько тысячелетий, культура развивалась специфическими путями, будучи ограничена территорией самих островов. Однако в результате ввоза с континента новой техники производства, датируемого примерно II в. до н. э., произошли коренные изменения. На базе употребления металлических орудий и развития поливного земледелия в период культуры дзёмон зародилась новая культура, характеризовавшаяся появлением сосудов яёй. Претерпело изменения и общество, в котором в течение нескольких тысячелетий не было ни классов, ни правительства, - вместо него сложилась политическая организация с классовым господством, продолжающая существовать и поныне.

Последнее обновление ( 01.02.2011 г. )
 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet