Top Module Empty
Культура общества в период системы законов Рицурё  E-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
02.02.2011 г.

Возникновение системы законов Рицурё. В ходе ведения наступательных войн императорская система древнего периода стала более или менее единой, причем достигнуто это было путем подчинения мелких разрозненных государств правителями Ямато. После этого с течением времени власть императора постепенно усиливалась, по всей стране расширялись личные владения императора с рисовыми амбарами-миякэ. Аристократия, окружавшая императора, сохраняя свою сословную принадлежность, превращалась в бюрократию императорского правительства. В VI веке императорские владения частично были заселены земледельческим населением табэ, которое заставили обрабатывать землю; тогда же, очевидно, была предпринята попытка составления подворных списков-табэ. Так созревали исторические предпосылки для введения надельной системы хандэн.

С другой стороны, если говорить о территориальном окружении Японии, то ее позиции на Корейском полуострове постепенно слабели в результате давления со стороны государства Силла, население которого - народность кан - обладало высокоразвитым национальным сознанием. В 562 году была сведена на нет роль японской администрации в Мимана. В Китае в конце VI века усилилась династия Суй, которая объединила страну, разделенную ранее на северную и южную части, и создала сильную императорскую власть. В начале VII века Суйскую династию сменила династия Тан, которая, расширяя рамки своих владений, создала громадную империю мирового значения. Поражение на Корейском полуострове и завершение объединения Китая заставили японское правительство остро почувствовать необходимость упорядочения внутренней структуры. Продолжая способствовать усилению централизованной власти, о которой шла речь выше, правительство направило свои усилия на создание централизованного государства. Принц Сётоку-тайси, ставший регентом в первой половине VII века, сделал первый шаг в направлении установления централизованной власти. Его биография во многом мифологична, и трудно сказать, насколько она соответствует историческим фактам. Во всяком случае, установление табеля о двенадцати рангах, несомненно, является историческим фактом. Ранги присваивались в соответствии с личными заслугами. В этом отношении табель о рангах опирался на принцип бюрократической системы, несовместимый с принципом системы удзикаба-нэ, заключавшейся в том, что за каждым знатным родомудзи, было закреплено определенное кабанэ-титул, который передавался по наследству. Можно смело утверждать, что введение табеля о рангах предварило собой введение будущей системы законов Рицурё.
Подобно тому как установление императорской системы в известной мере было связано с восприятием континентальной культуры, аналогичное положение сложилось и в период создания централизованной власти. Но поскольку в эту эпоху непосредственным стимулом для централизации послужило объединение императорской власти в Китае, то стремление к более широкому, более активному усвоению континентальной культуры усилилось. Именно поэтому принц Сётоку-тайси решил предпринять попытку планомерного заимствования континентальной культуры, что выразилось, например, в посылке им в 607 году в Суйское государство в качестве посла Оно-но-Имоко, а в 608 году-группы студентов и ученых-монахов. Если ранее усвоение континентальной культуры осуществлялось пассивно-с ней знакомились через подарки, которые вручались японским послам во время выплаты ими дани китайскому двору, или она распространялась специалистами, направлявшимися на острова из Корейского полуострова, - то теперь ее проникновение усилилось и его инициаторами стали сами японцы.
Впоследствии, в 660 году, единственный опорный пункт Японии на полуострове-Кудара (Пякче) - был уничтожен государством Силла и Танским Китаем. Но потребность в усвоении Японией континентальной культуры сохранялась, и сношения с государствами Силла и Тан не были прерваны. Отправка послов в Танскую империю продолжалась вплоть до ее гибели в конце IX века. Одновременно не прекращались связи с государством Силла; с 727 года вплоть до начала X века существовали связи по государственной линии с Бохайским княжеством, возникшим на территории Маньчжурии, словом, в ту эпоху осуществлялись оживленные культурные связи с континентом.
В такой обстановке в 645 году (первый год эры Тайка) принц Нака-но оэ-номико (будущий император Тэндзи), Накатоми-но-Каматари и другие провели так называемую реформу Тайка, и в стране была введена система, в основе которой лежали законы Рицурё, созданные на базе заимствованных китайских законов. В 672 году после мятежа Дзисин взошел на трон император Тэмму , власть императорского правительства стала все более усиливаться, и вскоре один за другим были приняты законы Киёмихара-рицурё, Тайхо-рицурё, Ёро-рицурё и др. Так, в законодательном порядке и на практике создавалось государство, основанное на системе законов Рицурё.
Одним словом, система законов Рицурё была призвана заменить господство над человеком, которое в обществе удзикабанэ каждый представитель аристократии осуществлял в одиночку, опираясь на твердо установленное, передававшееся по наследству привилегированное положение, господством, осуществлявшимся совместно на основе централизованной правительственной власти. Соответственно система господства была реорганизована: если раньше господствующее положение аристократии считалось твердо установленной, передававшейся по наследству привилегией, то теперь это положение сохранилось за ней как за бюрократией государства системы законов Рицурё. Однако наследственные привилегии аристократии, в общем, могли сохраняться и в условиях системы законов Рицурё, поэтому ее введение не говорило о том, что классовая структура удзикабанэ была существенным образом изменена. Можно даже сделать вывод, что в результате сосредоточения власти господствующего класса в центре еще более усилилась эксплуатация народных масс.
Был выработан закон о земельных наделах-хандэн, в соответствии с которым крестьяне получили участки земли определенного размера, но, с другой стороны, власти одновременно ввели многочисленные повинности и налоги-поземельный, натуральный, подворный, налог за выезд, воинскую повинность, выплату высоких процентов за взятый взаймы рис. Некоторые налоги и обложения наподобие натурального налога и процентов за долг (суйко) взимались продуктами сельского хозяйства. Но особенно тяжелым было бремя различных отработок, когда люди должны были отдавать свою рабочую силу. В этом смысле можно считать, что, несмотря на то что простые люди по своему положению были отнесены к свободным-комин- или полноправным - рёмин-гражданам, все они, по существу, находились на положении рабов.
Ниже рёмин стояли так называемые сэнмин-презираемые. Среди этой группы были так называемые синухи-частные рабы, к которым относились как к вещам, подобно домашнему скоту. Они покупались и продавались. Но так же, как и в предыдущий период удзикабанэ, сословие презираемых составляло незначительный процент всего населения страны, поэтому на основании одного факта существования такой группы рабов было бы неверным определять общество системы законов Рицурё как рабовладельческое.
Но, учитывая, что наряду с рабами основную производительную силу общества системы законов Рицурё составляли комин, которыми бесконтрольно распоряжалось государство, это общество можно, пожалуй, рассматривать как своего рода рабовладельческое, которое, конечно, отличалось от классического рабовладельческого общества, греческого или римского. Как будет показано ниже, культура, созданная государством периода системы законов Рицурё, достигла исключительно высокого уровня. Но понять историческое значение этой культуры нельзя, не учитывая того факта, что создание таких великолепных культурных ценностей стало возможным лишь в условиях существования централизованной власти и централизованного владения имуществом. Это явилось результатом введения системы законов Рицурё, когда народные массы находились на положении рабов, а большие материальные ресурсы и рабочая сила оказались сконцентрированными в руках правительства.
Вполне естественно, что поддержание высокого уровня культуры, условием создания которой стало использование централизованной власти и сконцентрированных материальных ценностей, оказалось невозможным, как только ослабли усилия централизованного правительства. Поэтому культура общества системы законов Рицурё не сохранила высокого уровня своего развития и в последующий период претерпела серьезные качественные изменения. Нужно сказать, что таковой оказалась судьба не только культуры общества системы законов Рицурё-ее не избежала вся древняя культура, не опиравшаяся на поддержку широких народных масс.
Правительство общества системы законов Рицурё достигло наибольшего могущества в период правления императоров Тэмму и Дзито. Существует мнение, что в начале VIII века усилилось сопротивление народа, страдавшего под тяжким гнетом, и господствующий класс испытывал глубочайшее беспокойство и неустойчивость. Однако на этом этапе еще не появилось нового класса, способного бросить вызов господствующему классу, вследствие чего самой системе законов Рицурё не угрожал кризис. В 710 году велось строительство императорской резиденции Хэйдзё на манер столицы Танской империи.
Повсюду строились большие дворцы. При императоре Сёмму были возведены храмовые ансамбли Кокубундзи и Тодайдзи. В каждом случае строительство этих сооружений наталкивалось на огромные трудности, и его успешное завершение оказалось возможным исключительно благодаря использованию всех сил государства системы законов Рицурё.
Ниже на основе анализа буддийской культуры первой половины периода системы законов Рицурё, начиная с годов правления Сётоку-тайси , положившего начало государства системы законов Рицурё, и кончая серединой VIII века, то есть периодом правления императора Сёмму, мы намерены рассмотреть характерные черты культуры данного периода.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet