Top Module Empty
Противодействие самураев  E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
26.04.2011 г.

Cамурайство, стоявшее во главе сил, форсировавших революцию путем подтачивания или разрушения системы поместий изнутри, не могло уничтожить древнее государство сразу, одним ударом, оно часто шло на компромисс с аристократией, и лишь через несколько столетий японское общество смогло полностью перейти к феодальной организации.

Дом Тайра, которому удалось взять в свои руки политическую власть в Киото в результате подавления мятежей в годы Хогэн и Хэйдзи, захватил лишь важные посты в системе политического господства аристократии и не сумел положить начало политическому правлению военного сословия. Минамото Ёритомо, уничтоживший дом Тайра и сформировавший правительство бакуфу в Камакура, тоже ограничился тем, что создал самостоятельную политическую организацию для контроля за самураями и их владениями, но и ему не удалось завладеть прерогативами киотоского правительства. Введение так называемого правления военного сословия - букэ - также означало лишь установление двоевластия придворной аристократии - кугэ (аристократии периода древнего государства и ее потомков) и военного сословия - букэ.
И только после мятежа в годы Сёкю - волнений 1221 года, когда превосходство правительства бакуфу стало решающим и резко усилился процесс распада древней системы господства, основанной на поместном землевладении сюго и дзито, процесс перехода от двоевластия к безраздельному господству военного сословия уже нельзя было остановить. Но в период существования правительства бакуфу в Камакура такой переходный этап еще не закончился.
Подобное положение в японском обществе находило свое отражение и в области культуры той эпохи. Рост сил самурайства как следствие подъема народных масс вызывал к жизни новую культуру, насыщенную народными элементами, которые нельзя было обнаружить в период существования аристократического общества. Однако старая киотская аристократия наряду со своими политическими позициями продолжала сохранять свой авторитет и в области культуры. Самурайство, хотя и пришло к власти, еще не создало своей самостоятельной культуры, которая противостояла бы аристократической культуре. Оно вынуждено было преклоняться перед этой культурой и воспринимать ее. В соответствии с расстановкой сил в политической сфере в области культуры тогда также сложилось положение, когда столкнулись две культуры - старая, традиционная культура и культура новая, восходящая. И можно смело утверждать, что основная тенденция развития культуры в этот период заключалась в постепенном укреплении позиций новой культуры и ослаблении старой.
В настоящей главе мы рассмотрим процесс развития новой культуры и постараемся установить, как был сделан первый шаг на пути перехода от аристократической культуры к культуре народной.
Становление обычаев военного сословия и его литературные вкусы. Можно, очевидно, прийти к следующему выводу: в древнем обществе физическое господство над человеком осуществлялось непосредственно при помощи централизованной государственной власти, которая обеспечивала себе рабочую силу на основе рабства. В отличие от этого в феодальном обществе путем нецентрализованного владения землей присваивался продукт, произведенный крестьянами, которые были закрепощены на этой земле.
Таким образом, владение землей составляло основу феодального господства. В качестве института, укреплявшего это владение, самурайство, будучи господствующим классом феодального общества, выработало систему вассалитета, объединявшую господина и его слуг. А именно: самураи заключали феодальный договор с подвластными себе, согласно которому сюзерен в отношении подвластных ему обязывался проявлять «милость», заключавшуюся в том, что он либо признавал их право на землю, либо предоставлял им такое право заново и защищал его. С другой стороны, сами вассалы должны были преданно «служить» своему господину как в мирное, так и в военное время, поддерживая его в экономическом или военном отношении. Подобный союз способствовал исключительному росту военного и экономического могущества самураев. Одновременно он связывал цепочкой «договоров» представителей высших и низших слоев самурайства, начиная от простых самураев, находившихся внизу иерархической лестницы, и кончая верхушкой военного сословия. Вместе с тем во временном отношении такой союз вел к тому, что отношения вассалитета переходили от родителей к детям. Все это, вместе взятое, способствовало еще большему укреплению этого союза. Система вассалитета привела к возникновению новых отношений между людьми, которых не существовало в среде придворной аристократии. Нам представляется, что победа военного сословия над аристократией как раз и объясняется тем превосходством, которым обладала новая система - система вассалитета.
Но дело не только в этом. Стоило самураям выйти на поле боя, как господин и его слуга должны были вместе делить все трудности военной службы, кроме того, часто и сама их жизнь в одинаковой степени подвергалась опасности, в результате отношения вассалитета от этого становились еще более прочными. Союз людей во имя борьбы, в которой на карту ставится их жизнь, окружен ореолом торжественности; это не просто общность интересов. Такой союз вызывал у его участников особый духовный настрой, который был совершенно неведом аристократии. Договор вассалитета заключался всего лишь с целью взаимной защиты и усиления своего положения в обществе. Элементов широкого общественного сознания, которое выходило бы за рамки чисто практического интереса, он в себя не включал. В этом отношении участниками феодального договора был сделан шаг назад по сравнению с аристократией периода системы законов Рицурё, которая все же считала своей обязанностью заботиться о делах всего государства. Нельзя также отрицать, что в отличие от аристократии периода регентского правления, которая во имя удовлетворения жажды власти шла на всевозможные темные интриги, но никогда не доводила дело до убийства человека, у самураев, которым было чуждо сознание ценности человеческой жизни и которые спокойно совершали самые жестокие поступки, не останавливаясь даже перед убийством, были развиты чуждые человечности черты. Следовательно, нельзя давать исключительно высокую оценку самурайской морали. Однако необходимо подчеркнуть, что в момент своего возникновения она заключала в себе свежую морально-этическую струю, отсутствовавшую в деградировавшем аристократическом обществе.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet