Битвы самураев  E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
27.04.2011 г.

И ранее существовали произведения, описывавшие битвы самураев. Таковыми были «Сёмонки», представлявшие собой документальную запись о мятеже в годы Тэнгё в X веке, «Муцува-ки», повествовавшие о мятеже Дзэнкунэн в XI веке, и др. Несколько описаний военных подвигов и сражений содержится и в сборнике «Кондзяку-моногатари». Одиако подобного рода литература в период Хэйан еще не составила целого литературного направления. Только с наступлением периода Камакура, когда началось военное правление, впервые сформировался жанр военных эпопей - гунки, и именно к этому жанру принадлежат лучшие произведения литературы данного периода. Из военных эпопей, появившихся в XIII-начале XIV века, упомянем такие, как «Сёкюки» («Записки о годах Сёкю»), «Хогэн-моногатари» («Повесть о годах Хогэн»), «Хэйдзи-моногатари» («Повесть о годах Хэйдзи»), «Хэйкэ-моногатари» («Повесть о Тайра») и т. д. Среди этих произведений, из которых первые три - небольшие по объему, со сравнительно несложной композицией, наиболее выдающимся является «Хэйкэ-моногатари», в которой сильные стороны военных эпопей проявляются наиболее полно.

Существует несколько гипотез относительно происхождения этого произведения. Но совершенно ясно одно: оно представляет собой устный сказ, исполнявшийся сказителями под аккомпанемент бива, и в этом отношении оно принципиально отличается от повестей-моногатари, существовавших в аристократической литературе, которые создавались одним человеком за столом, писались иероглифами и были рассчитаны на зрительное восприятие (пусть даже иногда они принимали форму моногата-ри-э, то есть форму иллюстрированной повести, когда зрительное восприятие рисунков сопровождалось чтением текста).
В аристократической литературе в результате повторной переписки и внесения исправлений появлялось несколько списков одной и той же моногатари. Это привело, например, к тому, что существует два текста «Гэндзи-моногатари» - список «Ао-бёси-бон» и список «Кавати-бон», - довольно значительно отличающихся по содержанию. Напротив, в «Хэйкэ-моногатари» в зависимости от списка появляются или исчезают те или иные эпизоды. Не удивительно, что списки значительно отличаются друг от друга по своим размерам. Так, эпопея «Хэйкэ-моногатари» в популярном списке Руфу-бон состоит из 12 томов, эпопея «Гэмпэй сэйсуйки» же, считающаяся одной из версий «Хэйкэ-моногатари», насчитывает 48 томов. Полагают, что в процессе исполнения странствующими сказителями этих эпопей перед людьми самых различных социальных групп, когда по требованию слушателей менялся и порядок рассказов, эти изменения повторялись. Так возникали различные варианты одного и того же произведения. Поэтому независимо от того, был или не был автором «Хэйкэ-моногатари» Синано-но-Дзэнд-зи Юкинага, трудно утверждать, что один человек мог сыграть значительную роль в ее создании. Скорее всего, ее нужно рассматривать как произведение, складывавшееся в течение длительного периода в соответствии со вкусами его многочисленных слушателей.
Отсюда можно сделать вывод, что военным эпопеям присущи черты народного классического произведения, отсутствовавшие в моногатари периода Хэйан, которые складывались лишь в узком кругу аристократии.
Став главными действующими лицами истории на политической арене, самураи впервые выступили в качестве литературных героев на страницах военных эпопей гунки. «Хэйкэ-моногатари» в списке Итигата-бон в качестве эпиграфа содержит знаменитую фразу: «Слышится звук колокола в храме Гион». Заключает же ее глава «Кандзё-но маки» («Святая вода на могилу»), в которой рассказывается о путешествии по шести буддийским дорогам, ожидающим человека после его смерти. Иными словами, она повторяет композицию «Одзё ёсю» («Возрождение в раю», и в этом смысле ей присуща структура, характерная для произведений искусства буддийской секты Дзёдо. Однако так было не всегда. Первоначально в «Хэйкэ-моногатари» глава «Кандзё-но маки» не выделялась в самостоятельную, и, пожалуй, справедливо было бы полагать, что важнейшая цель повествования заключалась в изображении величия деяний самураев, ставших движущей силой новой исторической эпохи.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet