Хэйкэ-моногатари  E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
27.04.2011 г.

В военных эпопеях - не только в «Хэйкэ-моногатари», но и в «Хо-гэн-моногатари» и «Хэйдзи-моногатари» - совершенно не отображалась такая сторона жизни самураев, как занятие сельским хозяйством, все внимание было направлено на показ их подвигов на поле брани. В этом отношении военные эпопеи отличаются от свитка «Обусумасабуро-эмаки» и других произведений, в которых показана и повседневная жизнь самураев. Но, с другой стороны, в военных эпопеях удавалось живо обрисовать самураев именно как воинов, а не просто богатых крестьян.

С особой выразительностью в них отображены такие черты, воплощающие в себе основы самурайской морали, как беззаветная храбрость, презрение к смерти, преданность вассала своему сюзерену и милость сюзерена по отношению к вассалам, забота о своих потомках и т. д. Вместе с тем со всей неприглядностью предстает другая сторона характера самураев - их стремление к личному подвигу и личной выгоде. В этом отношении повести раскрывают истинный духовный облик самураев, коренным образом отличный от морали бусидо периода Эдо, изукрашенной догматами конфуцианского учения и лицемерно идеализированной. В «Хэйкэ-моногатари» нападение Тайра Сигэмори на процессию, возглавляемую Фудзива-ра Мотофуса, приписывается его отцу Киёмори. Сам Сигэмори выступает в ней в качестве абсолютно положительного героя, а Киёмори выведен отпетым негодяем. Но несмотря на подобную литературную деформацию, можно смело утверждать, что с точки зрения отражения самой сути действительности произведение в целом отличается последовательным реализмом, и именно этим в значительной степени объясняется притягательная сила эпопеи.
«Гэндзи-моногатари», где изображение определено узкими рамками личной жизни аристократии в ее будничном течении, ограничивается лишь общим намеком на трагичность сущности человеческого существования. В ней отсутствует непосредственное изображение трагических коллизий, и все повествование ведется в манере, выражающей стремление к точному изображению мельчайших нюансов человеческой души. В отличие от этого военные эпопеи, в том числе и «Хэйкэ-моногатари», которые, как уже отмечалось, отвлекаются от повседневной жизни самураев и избирают в качестве объекта для художественного изображения, так сказать, их деятельность в военное время, повествуют о трагических ситуациях. Взятые в целом, эти трагические ситуации образуют отдельные вехи на печальном пути к гибели всего дома Тайра. Так достигается драматический эффект как во всем композиционном построении повести, так и в отдельных ее частях. В результате в «Хэйкэ-моногатари» обнаружились определенная широта взглядов и черты народности, отсутствующие в аристократической литературе. Именно в этом заключаются высокие художественные достоинства «Хэйкэ-моногатари», привлекающие к ней читателей самых различных классов и создавшие в наши дни читательскую аудиторию более широкую, чем у «Гэндзи-моногатари».
Произведением, продолжившим линию «Хэйкэ-моногатари», были «Тайхэйки» («Записки о Великом мире»), темой которых являются междоусобицы, начиная с мятежа в годы Гэнко и кончая периодом северной и южной династий. Повесть, очевидно, была создана во второй половине XIV века.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet