Ходзё Санэтоки  E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
13.05.2011 г.

Ходзё Санэтоки, построивший в Канадзава библиотеку, очень много сделал для сбора классических книг. Следы его усилий видны в том, что в храме Сёмёдзи в Канадзава до сих пор хранятся старинные книги с печатью канадзавской библиотеки. Именно эти усилия многих поколений самураев позволили им позднее, с наступлением периода Муромати, прийти на смену придворной аристократии, находившейся на грани своей гибели, чтобы занять ее место хранителя классической культуры. Данный пример говорит о том, что, несмотря на то что культура несет на себе печать класса, создавшего ее, она заключает в себе нечто такое, что делает возможным унаследование ее другим классом.

Распад системы поместий (сёэн) и устранение сил, составлявших основу древнего общества. Вмешательство представителей военных властей - сюго и дзито - в правление придворной аристократии и в дела поместий из года в год подтачивало позиции аристократии, окопавшейся в Киото. Выступление экс-императора Готоба, попытавшегося военной силой восстановить позиции сторонников Киото, окончилось провалом. Однако в результате нового выступления, предпринятого императором Го-дайго, удалось свергнуть камакурское правительство, и в 1334 году (первом году Кэмму) произошла так называемая «реставрация Кэмму (Кэмму тюко)». Но попытка приостановить развивавшийся с непреодолимой силой процесс формирования феодального общества и возродить правление придворной аристократии с самого начала была обречена на провал. В результате отхода самурайства от правительства, пришедшего к власти после реставрации Кэмму, рухнула система общего правления аристократии и военного сословия, а с наступлением периода междоусобной войны между Северной и Южной династиями силы местных феодалов, непосредственно связанных с землей, используя междоусобицу, развернули движение за усиление своего влияния - так начался процесс полного разрушения древней системы организации общества.
В основе исторического процесса перехода от древнего общества к обществу феодальному, падающего на XIII, XIV и XV века, лежал непрекращавшийся рост производительных сил. В связи с прогрессом техники сельскохозяйственного производства - распространением в деревне металлических сельскохозяйственных орудий, использованием для пахоты скота, введения орошения с помощью водяных мельниц - повышалась урожайность сельскохозяйственных культур, с полей стали собирать по два урожая в год. По мере относительного роста жизненного уровня крестьянства все усиливалась деятельность торговцев, вышедших из его среды в связи с развитием товарооборота. Товарная экономика вела к повсеместному созданию рынков, ломала стену автаркической экономики замкнутых поместий и расширяла границы экономических районов; китайская бронзовая монета (например, монеты «эйраку цухо»), попадая в Японию в результате торговли с Сунской, Юаньской и Минской империями, способствовала дальнейшему развитию товарооборота.
В условиях подобного исторического развития все более интенсивно шел рост народных сил, во все больших масштабах протекал процесс обновления, известный под названием «гэкокуд-зё» («вассал побеждает господина»). Силы военного сословия к моменту краха «реставрации Кэмму» возросли настолько, что бакуфу - правительство сегуна Асикага, которое, ловко воспользовавшись недовольством самурайства, разрушило систему единого правления аристократии и феодалов, так и не могло стать мощной централизованной властью. Превосходство бакуфу Асикага над совершенно обессилевшей придворной аристократией стало подавляющим, однако местные военачальники сюго и другие влиятельные представители военного сословия начали превращаться в крупных владетельных князей - сюго даймё, установивших свое господство над самураями подвластного им района. Поэтому правительство Муромати * представляло собой не более как лидера их коалиционной власти, оно только и занималось умиротворением сюго даймё, то и дело поднимавших мятежи.
После волнений в годы Онин, вспыхнувших в 1467 году (первый год Онин), наступил так называемый период воюющих государств - сэнкоку дзидай. К этому времени правительство бакуфу почти полностью утратило свой авторитет. Даймё, опираясь на расширившиеся экономические сферы влияния, создали свои княжества, представлявшие собой независимые политические единицы, и полностью ликвидировали остатки системы сёэн-поместий. Так создавалась феодальная система, которая позволяла непосредственно держать в своих руках землю и народ. Но при этом не следует забывать, что большинство даймё периода воюющих государств, ставших феодальными властителями, были, по сути дела, выскочками, выходцами из среды дого - деревенских самураев. В течение долгих лет социальных потрясений они низвергали власть старых князей-военачальников, гордившихся своей древней родословной, чтобы прийти им на смену в качестве нового господствующего класса. Остатки древнего общества таким образом были полностью ликвидированы не только в области политической структуры - в сфере общественных отношений тоже происходило интенсивное движение по вертикальной линии. Наконец наступил момент, когда система, включавшая в себя две противостоящие друг другу политические силы, под напором масс снизу превратилась в унитарную систему, которая привела к полному установлению феодального порядка.
Но такого рода обновление ни в коем случае не означает, что какая-то часть выскочек проникла в ряды господствующего класса: в основе данного явления лежал процесс социального развития народных масс, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Разбросанное по поместьям крестьянство стало объединяться вокруг общин (мура), представлявших собой естественные сосредоточения людей регионального характера. Сельское население предпринимало попытки ввести деревенское самоуправление - из его среды выбирались ответственные лица-старейшины, старосты отона, тосиёри и т. д., принимались своего рода уставы самоуправления, носившие название дзигэ-окитэ, гоокимэ и т. д. В ответ на непосильное бремя налогов, которыми их облагали сверху, крестьяне уже не ограничивались пассивным сопротивлением, как это было раньше, они начали активную борьбу, что проявилось в крестьянских бунтах доикки, то и дело вспыхивавших в сельской местности. Все это еще более ускоряло процесс крушения господствующего класса, и без того катившегося к своей гибели. Нужно постоянно иметь в виду, что именно благодаря усилению роли народных масс новый господствующий класс впервые смог создать систему феодальных княжеств даймё и на этой основе полностью ликвидировать остатки древней общественной организации. Правда, как только в стране установились феодальные порядки, новый господствующий класс стал применять насилие против народа, и вскоре народные массы вновь оказались опутанными цепями жестокого рабства, но как бы то ни было, переход от древнего общества к обществу феодальному стал возможен только благодаря исторически обусловленному прогрессу народных масс - в этом наглядно проявилось основное направление исторического развития. В результате становления феодальной системы исчез такой пережиток первобытного общества, долгое время существовавший в семейной жизни, как браки, при которых муж входил в дом жены.
Подробности перехода такого брака к обычному неизвестны, поэтому в деталях говорить об этом не представляется возможным, но по крайней мере есть все основания предположить, что у самураев жены сравнительно рано стали жить в домах мужей. Правда, вначале и у самураев существовала система раздельного наследования, поэтому женщина также имела право на получение своей доли имущества, наблюдались даже случаи, когда женщины обладали правами землевладельцев дзито. Но выделять часть имущества женщине, которая не могла нести военную службу, было невыгодно. К тому же произошел переход от системы раздельного к системе единоличного наследования. В результате возникла система единоличного наследования, при которой наследником всего имущества становился один мужчина. Это привело к тому, что женщина была поставлена в абсолютно бесправное положение. Так сложились исторические условия, которые и породили неравноправные отношения между мужчиной и женщиной.
Женам самураев, которые после брака сразу же начинали жить вместе с мужьями, в большей степени было присуще чувство верности и сознание того, что они являются хозяйками, заботящимися о доме мужа. Такого чувства не испытывала женщина из аристократической среды, и во всем этом нельзя не видеть определенного прогресса. Но одновременно было положено начало отношениям между супругами, вменявшим в обязанность сохранять верность только одной стороне - женщине. Полная потеря женщиной своего высокого общественного положения,
которое она сохраняла в течение длительного времени, а также то обстоятельство, что в феодальном обществе, формирование которого, по существу, должно было означать победу низших классов, народ стал подвергаться жестокой эксплуатации со стороны нового господствующего класса, - все это были новые противоречия, возникшие в процессе исторического развития.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet