Top Module Empty
Обновление культуры  E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.05.2011 г.

Обновление социальных сил в результате роста влияния народных масс сказалось и в области культуры: оно резко ускорило процесс разложения аристократической культуры, привело к подъему культуры народной. Аристократическая культура как часть классического наследия в описываемую эпоху играла роль источника, из которого черпался материал для новой культуры. Однако развитие самой аристократической культуры, как таковой, почти приостановилось.

Перестали создаваться повести, имитировавшие старые монога-тари в эпоху аристократической культуры и бравшие за образец «Гэндзи-моногатари», а ведь они продолжали выходить вплоть до периода Камакура; приостановилось развитие поэзии вака, поэтические сборники, создававшиеся по повелению императора, больше не составлялись, и все ограничивалось передачей секретов «Кокинсю», когда поэты в строгой тайне делились со своими преемниками пустячными приемами стихосложения, то есть происходила передача формалистических традиций вака. Невиданный упадок переживало искусство живописи ямато-э. Последним крупным ее представителем был Тоса Мицунобу, после которого главное место в японской живописи заняли вновь зародившиеся жанры: монохромная живопись - суйбокуга- и школа Кано; не появлялось ничего примечательного и в области буддийской скульптуры (правда, это в значительной степени объясняется тенденцией к усилению светских элементов в религии, о чем мы подробно расскажем ниже). Все это свидетельствовало о том, что восходившие к древнему обществу традиции аристократической культуры по мере распада аристократии как социальной силы неизбежно теряли свою культурную значимость.
Отсюда можно сделать вывод, что в соответствии с изменениями, происшедшими в расстановке социальных сил, в больших масштабах шел процесс обновления и в области культуры. Выделившийся из поэзии вака стихотворный жанр рэнга возник из специфического приема составления стихов, когда вака разбивается на части и двое импровизируют в виде вопросов и ответов. Как одна из разновидностей вака, поэзия рэнга была известна с давних времен, но начиная с XIV века она получила особенно широкое распространение среди провинциального самурайства, синтоистских священнослужителей, буддийских монахов и т. д. В аристократических кругах больше была распространена так называемая додзё рэнга (аристократическая рэнга), в народе же составлялись стихи рэнга, называвшиеся дзигэ рэнга (плебейская рэнга). Плебейской рэнга было присуще тонкое эстетическое чувство, характерное для аристократического искусства, оно было воспринято из старых классических книг, так что в чисто художественном отношении этот вид поэзии означал ее дальнейшее развитие. Своей вершины жанр дзигэ рэнга достиг в творчестве Соги, жившего в XV веке. В 1495 году вышел сборник «Синсэн цукуба-сю», по которому можно составить представление о том, что такое рэнга в ее законченном виде. Стихотворения рэнга того периода - это специфический художественный жанр, характеризовавшийся тем, что в нем развивалась идея югэн, воплощенная в поэтической антологии «Синкокинсю» с ее искусственно созданным идеальным миром иллюзорной красоты. Он целиком отказывался от описаний, основанных на чувственном восприятии, от чего не могла освободиться поэзия вака, изображал природу и жизнь человека в их различных проявлениях на основе предельно объективного видения их. Стихотворения рэнга создавались коллективно, при одновременном участии нескольких любителей поэзии, которые, собравшись вместе, как бы состязались между собой в искусстве стихосложения. Рэнга - это художественная форма, менее всего понятная с точки зрения взгляда на искусство, сложившегося в новое время, для которого характерно сугубо индивидуальное выражение идеи. И как раз поэтому рэнга можно считать таким элементом культурного наследия, в котором с наибольшей ясностью отражены специфические черты той эпохи. Соги исходил всю страну от восточной провинции Адзума до острова Кюсю. Это убедительно свидетельствует о том, что стихотворения рэнга создавались любителями поэзии по всей стране и сам рост художественных достоинств рэнга нужно расценивать как явление, означавшее подъем гражданского искусства, тон которому задавало военное сословие.
То же самое можно сказать относительно музыкальных представлений саругаку-но. В отличие от музыкальных представлений кабу онгаку, впоследствии получивших название гагаку - изящная музыка, которые разыгрывались с древних времен либо в императорском дворце в том виде, в каком проникли в Японию с континента, либо в японизированном виде (правда, зачастую то, что в Японии называлось изящной музыкой, на континенте было простонародным жанром. Термин «изящная музыка» употреблялся в другом смысле, в значении «аристократическая музыка» в противоположность музыке простонародья). Саругаку представляли собой балаганные цирковые номера и комические сценки - пародии; разыгрывались они простолюдинами, так называемыми саругаку хоси, для развлечения прихожан во время церемоний в синтоистских храмах, буддийских богослужений и т. д.
Начиная с XIII века они приняли форму театрализованного представления, тогда-то, очевидно, и сформировался театральный жанр саругаку-но. В начале XIV века актеры театра Но, отец и сын Канъами и Дзэами, получившие известность в период пребывания у власти сегуна Асикага Ёсимицу, завершили становление театра сарагаку-но как художественного жанра. Канъами и Дзэами, эти два гения, оставили после себя значительное наследство. Будучи актерами, они одновременно были и драматургами и композиторами, писавшими пьесы Но (ёкё-ку) и сочинявшими музыку к ним. Им было присуще свое понимание сценического искусства и других областей творчества.
Находясь в фаворе у сегуна Асикага и всего господствующего класса, они сумели поднять сарагаку-но до высоты подлинно национального искусства, доставлявшего радость представителям всех общественных слоев, начиная от самураев и кончая простыми людьми.
Народный характер представлений саругаку-но (сейчас они называются ногаку) проявляется, например, в том, что пьеса «Оки-на» («Старец»), занимающая особое место в репертуаре театра, восходит к магическому обряду благодарности по случаю богатого урожая, а также в том, что маски этого театра напоминают маски злых духов, использовавшиеся в народе во время магических церемоний и т. д. Особенно много народных элементов сохранялось в театре саругаку-но во времена Канъами. Созданные и с любовью исполнявшиеся им пьесы «Сага моногу-руй» («Безумие Сага»)-она легла в основу современной пьесы «Хякуман» («Миллион»), «Сидзука» (нынешняя «Ёсино Сид-зука»), «Дзинэн кодзи» и другие были полны драматического пафоса и прекрасно передают быт простого народа. В пьесах «Сага моногуруй», «Дзинэн кодзи» и других прототипами действующих лиц были герои, пользовавшиеся большой любовью народа. Среди ёкёку, созданных на основе широкого использования материала из классического наследия, было немало таких, темы которых почерпнуты непосредственно из жизни народа в ту эпоху. Так, например, в пьесе «Сумидагава» («Река Сумида») рассказывается о печали матери, у которой торговец живым товаром отнял ребенка, пьеса «Ториои» («В погоне за птицей») повествует о трагедии семьи деревенского самурая, которого суд лишил поместья.
Однако с приходом в театр Дзэами наряду с увеличением числа произведений, написанных на темы, почерпнутые из классической литературы, в пьесах значительно уменьшился элемент простонародности, размашистая художественная манера Канъами в них подверглась стилизации, им стал присущ грациозный, элегантный стиль. Это явилось результатом проникновения искусства саругаку-но в среду господствующего класса. Возникла необходимость создавать такие пьесы, которые удовлетворяли бы запросы высших слоев самурайства, наследовавших аристократическую культуру. Подобные перемены привели к тому, что жанр саругаку-но как вид классического театрального искусства достиг своего совершенства.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet