Top Module Empty
Культура зрелого феодального общества  E-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
24.06.2011 г.

Искусство верхушки военного сословия и богатого купечества.
«Великая тройка» - Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Току-гава Иэясу - привела в систему феодальные отношения, стихийно сложившиеся в различных районах страны в результате появления крупных владений даймё, и установила единую централизованную власть над феодалами, силы которых были раздроблены. Хидэёси провел опись земли, уничтожил остатки поместной системы и утвердил систему феодального землевладения. В 1591 году им было установлено строгое сословное деление на военных (самураев), горожан и крестьян, причем переход лиц из одного сословия в другое запрещался; у крестьян отобрали мечи и запретили владение оружием. Все это были исключительно важные по своим последствиям мероприятия, ибо они приостановили процесс обновления на основе выдвижения низших классов.

В результате введения сословного деления на самураев, крестьян, ремесленников и купцов была утверждена система феодального господства военного сословия. Однако в период деятельности Ода, Тоётоми и Току-гава еще сохранялась та свободная атмосфера, которая сложилась ранее. В области международных отношений в те годы поддерживались достаточно широкие торговые связи с различными странами мира, по-прежнему был силен дух прогресса, поэтому и в сфере культуры наблюдалось оживление, конец которому положил «указ о закрытии страны». По местоположению резиденции правителей конец XVI века, на который падают годы правления Ода и Тоётоми, можно назвать периодом Адзути-Момояма, а период начиная с XVII века, когда власть захватили сегуны Токугава, - периодом Эдо. Но с точки зрения истории культуры представляется целесообразным весь период до годов Канъэй, иными словами, до середины XVII века, также включать в период Момояма. Правители Японии в период, предшествовавший закрытию страны, отменили систему торговых гильдий, пользовавшихся в прошлом монопольным правом в области торговли, и ввели право свободной торговли внутри страны; одновременно они поощряли торговлю с заморскими странами и путем изготовления металлических денег обан и кобан способствовали развитию товарообмена. В осуществлении такой политики с ними сотрудничало богатое купечество Сакаи, Хаката и других городов, занимавшихся торговлей с заморскими странами. В те годы городская культура еще не получила достаточного развития, чтобы ее можно было четко определить как культуру горожан. Основными носителями культуры в период Момояма
новым господствующим классом, во-вторых, бывшее на его стороне богатое купечество. Отражая присущее этим слоям стремление к деятельности, культура данного периода исполнена особой силы. Она отличалась и от высокоразвитой, но вместе с тем утонченной, в общем слабой, культуры аристократии древнего периода и от культуры горожан эпохи Эдо, хотя и достигшей зрелости, но носящей в себе черты упадка и измельчания.
Можно сказать, что в этом смысле строительство замков в наибольшей степени выражает специфические черты культуры периода Момояма. Вначале самураи жили разрозненно в своих поместьях; кроме сторожевой башни ягура да небольшого рва, окружавшего жилище, никаких оборонительных сооружений они не строили. Но на случай затяжной оборонительной войны они воздвигали укрепления на труднодоступных участках гор и отсиживались там. Однако с образованием крупных феодальных поместий феодалы стали воздвигать в центре своих владений, а вернее, на равнинах, удобных для сообщения, замки, рассчитанные на века. Вокруг замков они заставляли селиться своих вассалов и торговцев. Так возникали призамко-вые города. Значительно увеличились размеры замков, теперь их окружали широкие и глубокие рвы, со всех сторон воздвигались каменные стены с высокими сторожевыми башнями и массивными воротами, в центре замка сооружались опорные башни тэнсю, состоявшие из трех или пяти ярусов. Таким путем феодальные властители старались утвердить свою власть и авторитет в округе.
До этого в Японии в строительстве храмов применялся стиль, копировавший стиль многоярусных построек, в котором сооружали пагоды, ворота на континенте. Однако опорные башни тэнсю представляют собой многоярусные постройки чисто национального творчества японцев. В прошлом еще не было случая, чтобы в одной из отраслей гражданского строительства, совсем не связанного с религией, появились такого рода сооружения. Аристократия древнего периода хотя и гордилась своим положением господствующего класса, однако, взирая на уходящие в небо пагоды буддийских монастырей, которые она сама сооружала, остро ощущала ничтожество своей власти в этом бренном мире перед лицом бесконечного. Верхушка же военного сословия эпохи установления феодального строя, не остановившаяся перед уничтожением храма Хиэйдзан и Нэгоро-дэра, испытывала великую радость оттого, что, возводя высокие опорные башни, она тем самым на всю округу утверждала силу своей власти.
Подобного рода сооружения пришли на смену храмовым постройкам, составив основное течение в архитектуре тех лет. Это свидетельствует о ярко выраженной утрате религиозного самосознания, начавшейся еще в предыдущую эпоху.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet