Top Module Empty
Ода Нобунага в Адзути  E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
02.07.2011 г.

Из замковых сооружений наиболее крупными являются замок Ода Нобунага в Адзути, замки Тоётоми Хидэёси в Осака и Фусими и другие (район Фусими впоследствии получил название Момояма. Оттого этот период и назван периодом Момояма). При жизни Хидэёси места под названием Момояма не существовало. Имеются сведения, что в замке Адзути была сооружена семиярусная опорная башня. До наших дней дошло незначительное число замковых сооружений начального периода этой эпохи, знаменитая опорная башня нагойского замка была уничтожена во время пожара в годы войны на Тихом океане. К счастью, такое великолепное сооружение, как замок Хаку-родзё в Химэдзи, сохранилось.

Внутри замка возродились великолепные постройки в стиле сё-индзукури, которые служили жилищем для военачальников; раздвижные перегородки фусума и стены в этих постройках часто украшались картинами, выдержанными в ярких золотисто-зеленых тонах. Вкусам таких военачальников более всего соответствовала живописная манера школы Кано, отличавшаяся использованием густых, сочных красок и жесткой стремительностью линий. Крупнейшими художниками этого периода являются Кано Эйтоку и Кано Санраку; такие мастера кисти, как Хасэгава Тохаку, известный продолжатель живописной манеры Сэссю, также создали ряд произведений, относящихся к данному художественному направлению.
Как уже упоминалось выше, школа Кано синтезировала в себе принципы живописи ямато-э, которая отличается использованием ярких, сочных красок, с композиционными принципами монохромной живописи. Однако нужно отметить, что освободиться от лишенного жизненной силы эклектизма и создать собственную манеру письма, преисполненную энергии и движения, эта школа смогла лишь в описываемую эпоху. Наиболее выдающимся произведением этого периода является картина на складной ширме «Хиноки», принадлежащая кисти Эйтоку, с великолепным изображением массивного ствола громадного дерева хиноки, выдержанного в густых, сочных тонах. Не менее знаменита роспись стены в Тисякуин, созданная, как полагают, Тохаку в манере Эйтоку. На ней широкими мазками изображен клен в окружении буйно цветущих кустов леспедецы и цветка петушиного гребня. Стремление к изображению красоты цветов, травы, деревьев на основе их непосредственного восприятия придало живописи очарование, которого не было в произведениях школ ямато-э и монохромной живописи, изображавших главным образом бытовые сцены и горные пейзажи. По своей величественной композиции эти картины представляли собой совершенно новое явление в истории японской живописи, которую отличали до сих пор изящество и миниатюрность. В истории искусства Японии живопись этого периода занимает совершенно особое место.
В годы Эдо мастера школы Кано стали пользоваться особым покровительством токугавского правительства, превратившего их в придворных художников. По мере укрепления феодального строя постепенно исчезал тот живой дух, который был присущ периоду Момояма, живопись, копировавшая малохудожественные, банальные стили, становилась все более безвкусной.
Конец периода Момояма украшает творчество Таварая Сотацу, подобно комете, заблиставшей в годы Канъэй. Он не имел ничего общего со средой придворных живописцев, скованных закоснелыми привычками. Сотацу был связан с придворной аристократией города Киото-Карасума Мицухиро и другими и испытал на себе воздействие искусства аристократии древнего периода. У такого великолепного мастера прикладного искусства, как Хонами Коэцу, он воспринял технику декоративного искусства, оставив после себя ряд выдающихся произведений, таких, как картины на складной ширме «Гэндзи-моногатари» и др. Грациозную и утонченную живопись ямато-э Сотацу обновил ощущением новой эпохи. Несмотря на то что темы многих его произведений были почерпнуты из традиционного аристократического искусства - древних моногатари, свитковой живописи и т. д., живописная манера художника пронизана стремлением к декоративности, выдержанной в духе нового времени, что было чуждо древнему искусству.
Подробности биографии Сотацу неизвестны, так что сказать что-либо определенное о нем трудно, однако некоторые исследователи предполагают, что он является выходцем из крупного торгового дома промышленника, занимавшегося выделкой тканей по танским образцам. Если это действительно так, то упомянутые детали биографии Сотацу помогут понять истоки того специфического для художника видения мира, которое отличается стремлением к декоративности в живописи. Картины Сотацу проникнуты не столько духом, присущим военному сословию, сколько той настроенностью, которая была характерна для аристократического искусства. В этом отношении они существенно отличаются от картин школы Кано. Кроме того, им присущи черты, могущие появиться только в атмосфере богатых купеческих домов, - в этом проявилось влияние здорового мироощущения периода Момояма. Как художник яркой индивидуальности, Сотацу наряду с Сэссю, работавшим в совершенно противоположной манере, может быть назван великим мастером, занимающим особое место в истории японской живописи.
Как уже говорилось, период Момояма отличался своеобразной пышностью и великолепием. Но весьма любопытно отметить, что тогда же проявлялась совершенно противоположная тенденция, тенденция к умиротворенному, созерцательному видению мира. Может быть, стремление к такого рода искусству явилось реакцией, заставившей верхушку военного сословия и богатое купечество, тративших все свои духовные силы на ведение мирских дел, искать отдохновения в сфере искусства. Тохаку, известный своими росписями на фусума во дворце Тисякуин, скорее принадлежал к школе монохромной живописи; одним из свидетельств этого является его великолепная, исключительно тонкая работа «Мацубаяси» («Сосновая роща»), где художник изобразил сосны, просматривающиеся сквозь дымку дождя.
Военачальники и богатые купцы того периода часто устраивали чайные церемонии, которые использовались для обсуждения политических или торговых дел. Прислушиваясь к мерному бульканию кипящего чая, как бы подчеркивавшего тишину чайного павильона, они чувствовали себя в совершенно ином мире. Сэнно Рикю - житель города Сакаи, пользовавшийся особым покровительством сегуна Хидэёси, в соответствии с социальной потребностью разработал целую систему чайной церемонии, составив свод правил чаепития-тядо. Но в этом случае соблюдалась строгая система социальной градации: сегун Хидэёси и его приближенные, с одной стороны, оборудовали так называемые «золотые» чайные павильоны, соответствовавшие их положению неожиданно пришедших к власти военачальников, а с другой - предпочитали наслаждаться церемонией скромного чаепития-вабитя-в так называемых ямадзато (горная обитель), представлявших собой простые, тихие чайные павильоны, напоминавшие затерянные в горах хижины, далекие от мирской суеты. В этом также проявилась одна из специфических черт культуры периода Момояма.
Возьмем ли мы музыкально-театральные представления саруга-ку-но либо картины школы Кано - все они с наступлением периода Эдо потеряли присущие им жизненность и динамизм, начали закосневать в своем эпигонстве. Подобным же образом в эпоху Токугава в условиях власти ведущих мастеров чайная церемония стала носить сугубо формальный характер, считаясь пустым времяпрепровождением праздных людей. Но по крайней мере вплоть до периода Момояма чайная церемония еще не была такой. Немало книг, в которых передавались тонкости чайной церемонии, были написаны мастерами в более позднее время и им нельзя полностью доверять. В связи с этим трудно с достаточной достоверностью восстановить первоначальный характер чайной церемонии. Тем не менее в относительно устоявшемся архитектурном облике чайных павильонов явственно слышны отголоски далекого прошлого.
Вот, например, находящийся в Ямадзаки павильон Тайан, известный под названием «Домика радости». По внешнему виду он напоминает скромную крестьянскую хижину с крошечной, в две татами, комнатой, где совершается чайная церемония, однако в сложных конструкциях перекрытий и других деталях отчетливо проявляется специфический архитектурный вкус и замысел. Благодаря исключительно удачной объемной
композиции пространство в две татами воспринимается как беспредельное, неограниченное в своих размерах. Во всем архитектурном решении павильона проявляется невиданное прежде великолепное художественное мышление.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet