Чжусианство  E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
29.07.2011 г.

Чжусианство стало официально признанным учением, а его школа Сёхэйдзака гакумондзё превратилась в казенное учебное заведение правительства бакуфу уже после того, как в 1790 году Мацудайра Саданобу издал декрет «Кансэй игаку-но кин» («О запрещении других учений»), но, несмотря на свое название, и этот декрет ни в коем случае не налагал запрета на изучение других наук, существовавших помимо чжу-сианства. Тем не менее можно признать, что конфуцианство, представленное чжусианством, заняло положение ортодоксальной философии феодального общества. Почему господствующий класс этого общества взял себе на вооружение чжу-сианскую теорию с ее метафизическим принципом, гласившим, что дуалистическое противоположение неба и земли в природе как положительного и отрицательного начал непосредственно поддерживает в человеческом обществе принцип: уважение высших - презрение к низшим? Почему эта теория оказалась для него такой удобной?

Это можно легко понять, приведя хотя бы такой пример: объясняя причину нападок на христианство, Хаяси Радзан заявил, что, хотя христиане и распространяют версии о шарообразности Земли, однако если бы Земля действительно оказалась круглой, то между небом и Землей нельзя было бы установить отношения высшего и низшего. Социальная философия чжусианства учит, что коль скоро собираются два человека, то если между ними не установлены отношения по принципу: уважение высших-презрение к низшим, то столкновения между ними не избежать и никакого порядка не будет; лишь при условии дифференциации всех отношений по принципу: уважение высших-презрение к низшим (и отношений между господином и его вассалами, и между родителями и детьми, и между мужем и женой, и т. д.) низший будет подчиняться высшему и в Поднебесной установится мир. Таким образом, по своему содержанию эта теория полностью отвечала политическим интересам господствующего класса феодалов.
Однако и само чжусианство не было единым: в нем, кроме последователей Радзана, существовали школы Киносита Дзюнъана и Ямадзаки Ансая, но весьма сомнительно, чтобы различия между схоластическими теориями, провозглашаемыми этими школами, имели какое-либо практическое значение. Нам представляется, что куда более полезно для понимания исторической роли конфуцианской философии феодального общества было бы конкретное изучение норм повседневной морали, излагавшихся учеными-моралистами, которые были общими для всех этих школ.
Наиболее известным классическим произведением, в котором были приведены в систему различные виды моральных норм поведения человека, является работа Кайбара Экикэна «Ямато дзокун» («Популярный учебник Ямато»), а также другие общедоступные учебные пособия. В них говорилось, что самое
большое проявление неверности - это хуление господина, что никто, кроме господина, не может рассуждать о государственных делах, что основа человеческой морали заключается в беспредельном почитании родителей и служении младшего брата старшему. Кроме этих исследований, особый интерес представляют поучения относительно морали женщин.
Так, в книге говорилось, что у жен может быть семь грехов, любой из них дает мужу повод для развода, причем согласия жены не требуется. Не говоря о таких вещах, как отсутствие детей или тяжелая болезнь, наличие которых не зависит от самой женщины, жена должна избегать других пяти грехов, таких, как чувство ревности, болтливость и т. д., и стараться, чтобы ее не выгнали из дому. Раз она вышла замуж, то свекровь и свекра должна почитать больше своих родителей и повиноваться им; если свекор или свекровь не любят и даже оскорбляют ее, то она тем не менее не должна питать злобу по отношению к ним; у жены нет своего сюзерена, поэтому ее долг почитать мужа за сюзерена и беспрекословно служить ему. Если муж и совершит какой-либо неблаговидный поступок, она не вправе обижаться на него или ревновать его. Так, принцип рабского подчинения семье мужа преподносился как основа морали женщины. Считают, что знаменитая книга «Онна дайгаку» («Наука для женщин») была написана несколькими авторами, которые позаимствовали эти поучения у Кайбара Экикэна. Но их значение не ограничивалось просто тем, что они поучали женщину: излагая моральные нормы для женщины, занимавшей в феодальном обществе рабское положение, авторы книги в наиболее откровенной форме показывали, в чем заключается сущность феодальной морали.
Одним словом, нормы повседневной морали, излагаемые в поучениях Кайбара Экикэна, не отражали сущности одного лишь чжусианства или какой-либо другой определенной философской школы. Они, очевидно, были общими моральными нормами, пронизывавшими всю феодальную науку, начиная от конфуцианства и кончая кокугаку-национальной наукой. Подобные идеи, по крайней мере внешне, господствовали в идеологии того периода, и в этом нельзя не усматривать огромной разницы между древним и феодальным обществом.
Однако это не означает, что идеология феодального общества всегда формировалась только в направлении, угодном для господствующего класса феодалов. И этому обществу были присущи свои противоречия, свое развитие, соответственно этому идеологические течения также не находились в состоянии застоя.
Противодействие антигуманистической системе чжусианства с ее ригоризмом возникло прежде всего внутри самого конфуцианства. Таковым явился подъем учения школы классического конфуцианства-когакуха, которая, отбросив буддийско-фи-лософскую основу учения Чжу Си, стремилась вернуться непосредственно к Конфуцию и Мэн Цзы.

Последнее обновление ( 06.11.2011 г. )
 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet