Top Module Empty
Принцип физиократии  E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
12.08.2011 г.

В феодальном обществе, где принцип физиократии понимался именно таким образом, жизненный уровень крестьянства неизбежно был исключительно низким - тогда даже с трудом поддерживалось воспроизводство. Правители вмешивались в повседневную жизнь крестьян, делая ее просто невыносимой: они регламентировали все их поступки, поучая, что шелковую одежду им носить нельзя, что нужно развестись с женой, если она пьет слишком много чаю. В таких условиях даже при отсутствии принуждения со стороны правителей крестьянам, терпевшим эксплуатацию и испытывавшим на себе результаты проникновения товарно-денежных отношений, для сохранения своего существования не оставалось ничего другого, как удовлетвориться нечеловеческими условиями жизни и трудиться подобно вьючным животным. Хотя в период Эдо и наблюдался подъем народной культуры, это скорее была культура горожан, в деревне же крестьяне не разгибая спины трудились с раннего утра до позднего вечера; там мало что свидетельствовало о развитии новой культуры. В период образования феодального общества культура еще не успела односторонне сконцентрироваться в городах, и можно предположить, что энергия, двигавшая историю, исходила скорее из деревни. Однако с наступлением эпохи Эдо пропасть между городом и деревней увеличилась еще больше, чем это было в прошлом.

Подъем науки и распространение образования. В описываемый период получили развитие не только конфуцианство, но и другие науки. Одной из них была историческая наука - в те годы семьями Хаяси и Токугава из клана Мито были созданы две фундаментальные работы в области истории.
Исследовательская работа семьи Хаяси в области истории, начатая Хаяси Радзаном, была завершена при его внуке Сюнсае созданием труда «Хонтё цуган» («Общая история нашей страны»), состоявшего из 310 томов. Историческим исследованиям школы Мито положил начало основатель клана - Мицукуни. С помощью многих чиновников он проделал большую работу, которая к 1699 году закончилась созданием «Хонги» («Основных анналов») и части «Рэцудэн» («Биографий»). Эта работа продолжалась и в дальнейшем - к 1906 году была завершена «Дайниппонси» («История Великой Японии») в 397 томах, включающих в себя таблицы и исторические хроники. Можно смело утверждать, что и с точки зрения затраченного на их подготовку времени и с точки зрения объема издание этих трудов явилось культурным мероприятием большого масштаба, не имевшего себе равных ни до, ни после этого. Оба исторических труда были созданы руками конфуцианских ученых, поэтому в основе их лежит конфуцианская теория морального долга каждого сословия. Тем не менее их пронизывает стремление к позитивному описанию и систематизации исторических фактов. Особенно это касается «Дайниппонси» - в ней отсутствуют сведения об «эре богов», существование которой не является историческим фактом, и содержатся указания на источники, послужившие базой для описания. В этом отчетливо проявляется дух научного исторического исследования. Нужно иметь в виду, что главное достоинство «Дайниппонси» (широко известно только ее название, в действительности же мало кто ее читал) заключено не в бессодержательной теории морального долга каждого сословия, выраженной, в частности, в «Трех особых описаниях великих дел», а в том, что она излагает исторические факты, пользуясь реальными доказательствами.
В период правления шестого и седьмого сегунов-Иэнобу и Иэцу-гу, продолжавших курс Цунэёси, политике просвещенного правления способствовал Араи Хакусэки, который внес в науку значительный вклад и как историк. Среди его работ особенно ценны «Токуси ёрон» («Дополнительное исследование истории»), в которой впервые была сделана попытка установить периодизацию японской истории на рациональной основе; «Косицу» («Очерк древней истории»), где автор анализирует с рационалистических позиций мифы об «эре богов», рассматривая их как отражение человеческой истории; «Ханкампу» («Сведения о кланах»), излагающие историю всех кланов, существовавших в Японии, и т. д.
Кроме исторической науки, необходимо сказать несколько слов об аграрной науке. Для поддержания и развития производительных сил в сельском хозяйстве нужно было не только заботиться о политических мероприятиях - встала задача по-научному изучать технику сельскохозяйственного производства. Труд Миядзаки Ясусада «Ноге дзэнсё» («Сельскохозяйственная энциклопедия») как раз и является одной из работ, сконцентрировавшей в себе усилия ученого, предпринятые в ответ на подобный запрос со стороны общества.
Если обратиться к другим отраслям науки, то обращает на себя внимание развитие специфически японского математического метода исчисления-васан (японский счет). Как считают, исследуя эту область математики, Сэки Такакадзу (умер в 1708 г.) овладел дифференциальным и интегральным исчислениями. Хронологически исследования Сэки несколько опередили исследования в области высшей математики, предпринятые Лейбницем и Ньютоном, что свидетельствует о необычайном развитии японского счета. Однако в то время, как в Европе математика развивалась рационально, на базе естественных наук и прикладной техники, японский счет в конце концов переродился в игру по быстрейшему нахождению ответа на трудный математический вопрос и так и не смог оформиться в научную систему. Такова печальная судьба васана, развившегося уродливым путем как забавное искусство математиков-одиночек, поскольку в Японии еще не созрели условия для рационального научного исследования.
Хотелось бы многое сказать о ботанике, медицине, но в интересах сокращения изложения не будем касаться этих вопросов. Во всяком случае, необходимо отметить, что подобный подъем науки стал возможен в результате установления в стране мира, всеобщего повышения интереса к культуре. Прежде заведениями, где давалось систематическое образование, были только монастыри, поэтому, чтобы обучить ребенка, не оставалось ничего другого, как отдать его монахам. Однако в описываемый период начальные знания в области чтения и каллиграфии стали давать городские школы - тэракоя (букв. - храмовые школы, это название осталось в наследство от монастырского образования в предшествующий период), где преподавание вел учитель. Так, образование начало распространяться и среди простого народа.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet