Top Module Empty
Буддийские классические книги  E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.08.2011 г.

В Японии еще издавна наблюдались случаи, когда буддийские классические книги и другие издания изготовлялись печатным способом, например в Нара, в пяти монастырях Киото и т. д. Но как правило, книги переписывались от руки. Однако с наступлением периода Эдо издательское дело стало областью предпринимательства, в городах появились книжные лавки, в большом количестве выпускались печатные книги - все это способствовало распространению знаний. Произведения народного искусства, которого мы коснемся ниже, теперь создавались как печатная продукция, предназначенная для продажи, и можно сказать, что в этом заключено одно из существенных отличий произведений народного искусства от произведений искусства предшествующего периода. Господствующему классу феодального общества, очевидно, не нравилось распространение знаний среди народа, но прогресс человеческого разума уже нельзя было остановить.

Развитие искусства горожан. Историческую основу проникновения знаний в толщу народных масс нужно усматривать в таких существенных процессах того периода, как развитие товарной экономики и повышение общественной роли горожан. Поддержание воспроизводства в области сельского хозяйства, что делало возможным в максимальной степени осуществлять поборы с крестьянства, было условием самого существования феодального общества, и развитие товарной экономики представляло собой скорее явление, которое подтачивало основную структуру этого общества. И несмотря на это, именно в результате создания крупных экономических районов как следствия развития товарной экономики впервые стало возможно становление феодального общества. Подобное противоречие, которое было с самого начала заложено в феодальном обществе, с прекращением междоусобных войн все более углублялось. Самураи и крестьянство, зависевшие от продукции, которую давала земля, нищали по мере того, как втягивались в товарно-экономические отношения. С другой стороны, относительно возрастала мощь купечества, державшего в своих руках торговый капитал, и в целом общественное положение горожан постепенно укреплялось.
Население стало сосредоточиваться в городах. Если ранее в Киото насчитывалось около 100 тыс., в Сакаи - около 30 тыс., а в Камакура - около 10 тыс. жителей, то к середине описываемого периода численность населения одного только Эдо достигла свыше 500 тыс., а Осака - свыше 300 тыс. Требования возросшего в такой степени городского населения ярко отражались и в области культуры, сама культура горожан переживала период подъема. Как уже отмечалось выше, даже в сфере науки, где в наибольшей степени проявлялись политические интересы самурайства, развили деятельность такие крупные ученые - выходцы из городского сословия, как Ито Дзинсай и Томинага Накамото. В сфере искусства находившиеся под особым покровительством самураев театрально-музыкальные представления саругаку-но и живопись школы Кано приобрели крайне формалистический характер и как виды искусства новой эпохи утратили свое значение. Вполне естественно, что самураи, будучи скованными законами и ритуалом феодальной морали, начиная с конфуцианства и кончая бусидо, были вынуждены ограничивать себя в выражении чувств и не могли внести свой вклад в дело развития искусства.
Так, народ, которому прежде никогда не приходилось в полной мере играть ведущую роль в мире культуры, впервые стал определять развитие культуры своей эпохи. Наступил период расцвета народной культуры, а строго говоря - расцвета ис кусства горожан.
В качестве образца искусства горожан периода Гэнроку можно прежде всего привести поэзию хайкай. Стиль хайкай выделился из рэнга, и сначала ему были присущи черты юмористической поэзии. Но в 1681 году Мацуо Басе - выходец из самурайской среды, порвавший с ней, чтобы стать простым странником, создал «подлинный стиль» хайкай, значительно усовершенствовав его художественные достоинства. Поэзия Басе обладает неповторимым очарованием в передаче спокойной красоты природы. В присущей его стихам утонченности, возвышенности чувств есть нечто такое, что напоминает скорее религиозную одухотворенность предыдущих эпох. В отличие от поэзии вака, ставшей источником хайкай, материалом для которой служил ограниченный круг явлений природы и человеческих чувств, для поэзии Басе был характерен теплый, приветливый взгляд на вещи, окружающие человека в повседневной жизни. Своим поэтическим мастерством он воскрешал их к новой жизни. Тем самым поэзия Басе отвечала запросам масс того времени.
Заслуживает внимания также следующее обстоятельство: хок-ку-зачин стихотворений хайкай-стали создавать как законченную строфу, так родились коротенькие стихи в 17 слогов, представляющие собой необычайное явление в мировой поэзии. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что в стиле хайкай могли писать не только профессиональные поэты - он распространился как искусство, которым увлекались широкие народные массы. Однако доступность хайку, о которой говорили: раз это стихи короткие, то писать их очень легко, содержала в себе условия для превращения в банальные вирши, лишенные поэтического мастерства. И именно это стало причиной отрицательного отношения к хайкай как к искусству второго сорта, какое проявляется к этому жанру и в наши дни. Но как бы то ни было, следует подчеркнуть, что в стихотворениях Басе очень удачно сочетались ярко выраженная артистичность и доступность, их переполняли новизна и необычайная художественность.
Во-вторых, можно упомянуть жанр бытового рассказа укиё-дзоси. Укиё-дзоси - это видоизмененные отоги-дзоси предшествующего периода, в особенности они близки кана-дзоси, выделившимся из старых отоги-дзоси.
Ихара Сайкаку - художник, писавший в стиле хайкай. Различные картины из жизни горожан, увиденные острым взглядом писателя-реалиста, он изображал этим стилем, отличавшимся особой непринужденностью. Сайкаку стал основоположником нового повествовательного жанра, составившего целое направление в японской литературе.
Повестям Сайкаку, в которых очень силен элемент стиля хайкай, даже таким его крупным произведениям, как «Косёку итидай отоко» («История любовных похождений одинокого мужчины») и «Косёку итидай онна» («История любовных похождений одинокой женщины»), как произведениям больших форм присущи композиционные слабости, и в этом отношении они очень похожи на «Гэндзи-моногатари», которая служила автору в качестве литературного образца. И тем не менее можно сказать, что творчество Сайкаку, начиная с его ранних повестей, в которых показана жизнь горожан - их страсть к развлечениям, дух наживы, предприимчивость и т. д., увиденные острым глазом художника, и кончая произведениями, созданными на закате жизни, такими, как «Сэкэн мунэ санъё» («Счет людских сердец»), «Сайкаку окимиягэ» («Подарок Сайкаку») и другими, как в зеркале отражающими полную лишений жизнь и отчаяние людей, ввергнутых в пучину бедности, представляет собой одну из вершин реализма в Японии.
В-третьих, необходимо сказать о кукольном театре Дзёрури. С древних времен в народе получило распространение искусство кукольников - так называемых кугуцуси. Сами куклы в прошлом использовались для заклинаний во время религиозных церемоний, но постепенно их стали применять для театрализованных представлений. С другой стороны, в период междоусобиц возник жанр рассказа дзёрури, который исполнялся под аккомпанемент сямисэна, созданного на основе дзя-бисэна, завезенного в Японию с островов Ркжю. В результате слияния с театром марионеток и родился новый театральный жанр - кукольный театр Дзёрури.
В театре Дзёрури начала периода Эдо преобладала чисто развлекательная сторона представления. Гвоздем репертуара были так называемые кимпирамоно-рассказы о необычайных приключениях богатыря Кимпира. Однако в конце периода Гэн-року в театр пришел Такэмото Гидаю, который явился родоначальником целого направления этого театра. Одновременно начал свою деятельность знаменитый драматург Тикамацу Мондзаэмон, написавший много пьес-дзёрури для театра Такэмото. Только после этого кукольный театр обрел черты подлинного искусства.
Однако и Тикамацу, отдавая дань уже сложившимся вкусам зрителей театра Дзёрури, почти целиком посвятил себя созданию исторических драм - дзидаймоно, в которых демонстрировались блестящие возможности кукольного театра. Но, не ограничившись этим, Тикамацу писал и бытовые пьесы, так называемые сэвамоно, на темы из современной ему жизни, в которых в реалистической манере изображались мельчайшие оттенки человеческих чувств, и именно эта сторона творчества драматурга более всего ценилась его современниками. Созданные Тикамацу дзёрури - это не драматургические произведения, рассчитанные на то, что их будут читать, они представляли собой пьесы-сценарии для кукол. Поэтому в отличие от Сайкаку с его свободной манерой, пронизывающей бытовые рассказы укиё-дзоси, Тикамацу не удалось избежать схематизма в обрисовке действующих лиц. С другой стороны, если Сайкаку, изображая человека, занимал по отношению к нему объективную позицию стороннего наблюдателя, то Тикамацу рисовал своих героев с глубоким сочувствием. Уделяя большое внимание раскрытию трагедии, возникающей в результате столкновения долга и чувства, драматург убедительно показал всю глубину страдания человека, живущего в феодальном обществе. В кукольном театре вследствие полного отказа от использования живых актеров все действие кукол от начала до конца основывалось на чисто художественном творчестве. Особенностью театра и стали причиной того, что мастерство театрального представления достигло невиданной высоты, вписав яркую страницу в историю японского искусства.
В-четвертых, нужно упомянуть о театре Кабуки. Этот театральный жанр восходит к представлениям так называемого Окуни-кабуки, которые в период правления Токугава Иэясу разыгрывались храмовой танцовщицей Идзумо-но Окуни вместе с Нагоя Сансабуро. Вначале он представлял собой простое зрелище, главным элементом которого были танцы, но вскоре превратился в театр с законченной драматургической основой.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet