Пионер  E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
26.09.2011 г.

Когда кто-нибудь начинает составлять очередную историю рок-н-ролла, несколько имен он вписывает в нее автоматически. Это Элвис Пресли, Чак Берри, Литтл Ричард и Билл Хэйли.
12 апреля 1954 года в нью-йоркской студии «Пифийский храм» Билл Хэйли и «Кометы» записали «марсельезу рок-н-ролла» «Rock Around The Clock» (Рок круглые сутки), который все музыкальные справочники и энциклопедии сегодня называют самым первым рок-н-роллом... Правда, песню на самом деле первым исполнил некто Сонни Дэй, но об этом почти никто не знал даже в те времена. Собственно, и хэйлевский вариант после появления на полках магазинов тоже не совершил революции - лишь после показа фильма «Школьные джунгли» «Рок» стал хитом. И как по мановению волшебной палочки Хэйли оказался среди отцов-создателей рок-н-ролла. С тех пор «Рок круглые сутки» регулярно переиздавался по всему миру и разошелся тиражом более 32 миллионов экземпляров. Этот рекорд зафиксирован в книге Гиннесса как сингл, проданный самым большим тиражом.

Уиллиам Джон Клифтон Хэйли родился 6 июля 1925 года в детройтском пригороде Хайлэнд-Парк. Хотя штат Мичиган, где находится Детройт, это далеко не Юг, в доме у юного Билли постоянно звучала музыка кантри-н-вестерн. Его родители обожали ее и играли как классические, так и новейшие мелодии кантри - отец на банджо и мандолине, а мать на органе или пианино.
В 13 лет он начал свою профессиональную карьеру, играя на гитаре в местных кантри-ансамблях, а два года спустя сколотил свой собственный бэнд. Начинающим артистам не так просто найти свое лицо, когда подобные им группы сотнями колесят по Среднему Западу. Все же вскоре начало было положено, и с 1947 по 1949 год афиши представляли его клетчатый состав как «Bill Haley and FOUR ACES OF WESTERN SWING» (Билл Хэйли и Четыре Аса Вестерн-Свинга). Тогдаже он нашел себе работу диск-жокея, и у него было время - целых шесть лет - оценить влияние, которое оказывает негритянская музыка на белых слушателей. В свободное время Хэйли продолжал играть кантри со своей новой группой «Saddlemen» (Парни в седлах). Под впечатлением энергии мальчишек-негров, игравших на танцах, он попробовал ввести элементы черного ритм-н-блюза и в свою программу. Выпустив два десятка неубедительных синглов на таких мелких фирмах, как «Каубой», «Сентер», «Кистоун», «Холидэй», «Эссекс» и «Атлэнтик», к 1952 году они бросают кантри-имидж и меняют название на «Билл Хэйли и его «Кометы», что в конечном счете приносит им космический успех.
Теперь самое время окинуть взором поп-музыку начала 50-х, в которой тон задавали «деревенские ребята» из столичных издательств. Большая часть поп-музыки, звучавшей в то время из динамиков первых транзисторных радиоприемников и портативных проигрывателей, была музыкой «вестерн» в самой сентиментальной и синтетической форме. Всю эту бодягу называли «тин-пэн-элли», «тин-пэн-мюзик» (музыка жестяных кастрюль) или просто «тин-пэн» по названию улицы Tin Pan Alley (Аллея жестяных кастрюль), где располагались музыкальные издательства. В 1944 году Билл Хэйли стал замещать певца в группе «Downho-mers» (что можно приблизительно перевести как «Среди домашних») на радиостанции WOWO, которая находилась в городе Форт-Уэйн, штат Индиана.
Вскоре даже исполнители хиллбилли усмотрели в ритм-н-блюзе золотую жилу. В 1951 году молодой Билл Хэйли наконец-то выяснил составляющие формулы успеха, которые долгое время от него ускользали. Новая вещь «Rock The Joint» (Раскачаем этот кабак), которую напел Хэйли, оказалась безумно отвязанной. Эта пластинка, хотя и опережала свое время, тем не менее разошлась тиражом 75 тысяч.
Из интервью Билла Хэйли в «Лос-Анджелес Тайме»: «Мы начинали как кантри-н-вестерновая группа, а потом добавили толику ритм-н-блюза. Это не было особенно рассчитано, просто так вышло. Мы не были похожи ни на кого, что-то совсем новое. И какое-то время даже было трудно найти работу. Мы зашли так далеко, что нас перестали принимать как кантри-группу и ритм-н-блюз. Мы играли рок-н-ролл, хотя в то время мы его так не называли. Нам повезло. Мы появились, когда в музыкальной сфере ничего нового не происходило. Эра биг-бэндов прошла, и перед нами лежал свободный рынок. Промахнуться было трудно».
Так или иначе Билл Хэйли понял: необходим постоянный бит, поя который можно хлопать в ладоши и танцевать, а также тексты на молодежном, подростковом сленге. Написав и выпустив на крохотной филадельфийской фирме «Эссекс» песню с припевом из как раз таких словечек «Crazy Man Crazy» (Безумец, безумец) - в 53-м году Билл вплотную приблизился к рокабиллам. Произведенного этой песней шума было достаточно, чтобы крупнейшая американская фирма грамзаписи «Декка» рискнула в 1954 году подписать его к себе. Но первому выпуску Хэйли на «Декке» привлечь внимание покупателей все же не удалось. Однако очередной сингл был настолько силен, что «Биллборд» отметил эту пластинку. Как и «Rock The Joint», это была перепевка, но уже более хитроумная - «Shake Rattle And Roll» (Пошевеливайся да поворачивайся). Никому даже и в голову не пришло говорить, что Хэйли копировал оригинал Биг Джо Тернера.
Да и оркестр Хэйли, который изначально играл «вестерн свинг», был совершенно не в состоянии воспроизвести звучание тёрнеровского биг-бэнда джазовых ветеранов, собранных главой «Атлэнтик Рекордз» Ахметом Эртеганом. Вместо этого Хэйли опирался на гитару и более ориентированную на свинг ритм-секцию из барабанщика Дика Ричардза и басиста Маршалла Литла, игравшего «слэпом». При этом приеме игры щелчок струны о гриф контрабаса, выбивавший вторую долю, не уступал по громкости барабану. Все вместе создавало мощнейший драйв, когда солирующим инструментам достаточно было играть короткими вставками, - уже это вытаскивало публику с кресел и заставляло танцевать в проходах. Саксофонист Джон Д'Амброзиа и гитарист Дэнни Седроун взаимодействовали безупречно, то нагнетая напряженность плотными риффами, то перебрасываясь искрометными соло и виртуозными пассажами, опять же риффовой структуры. Остальное заполнял голос Хэйли.
Продюсировать его пластинки стал Милт Гэблер, продюсер Джордэна. И. Гэблер утверждает, что сознательно старался ввести характерный для Гэблер тогда возглавлял репертуарно-артистический отдел «Декки» и занимался Биллом Хэйли. «Мало кто из «Комет» умел читать музыку с листа»,- рассказывал он журналисту и критику Арнолду Шоу.
- Знаете, восьмые и шестнадцатые ноты с точками, мы все на этом строили. Я пел группе джордэновские риффы, которые подхватывали электрическая гитара и тенор-сакс... У них в звучании драйв как у «Тимпани Файв», и окраска кантри-н-вестерн. Рокабил-ли, вот как это тогда называлось.
Начинавший лысеть 29-летний круглолицый Билл Хэйли со странным завитком на лбу- «завлекалкой» или «поцелуйчиком» - едва ли мог стать подростковым кумиром. Хорошо еще, что никто не замечал, что Хэйли одноглазый - один глаз был искусственным! Никто от Хэйли многого и не ждал, но «Shake Rattle&Roll» рванул в «Первую Десятку». А чуть позже и в «Первую Пятерку», где продержался до Рождества 1954 года. И не только в Соединенных Штатах, но и в Англии. Там подростки, по-видимому, ожидали взрыва новой музыки с такой же жадностью, как их американские ровесники.
«Лайф» информировал своих читателей, что рок-н-ролл - это музыка и танец. Танец сочетает «линди», «чарльстон» и все остальное. И что танцевать помогают вопли и стук сапогом об пол, а конечный результат - помешательство.
Помешательство - да, немного было. Тот же «Лайф» повествовал о новом кинофильме «Blackboard Jungle» (Школьные джунгли) по мотивам романа Ивэна Хантера. В нем группа учащихся колледжа в «плохом» районе - включая одного негра - насмехается над своим новым учителем. Они смеются над его музыкальными вкусами, когда он пытается достучаться до их эстетических задатков, проигрывая в классе джазовые пластинки. Они хохочут ему в лицо и разбрасывают бесценные диски по аудитории, а он, застыв от ужаса, стоит, глядя, как его коллекция разлетается на куски. Этот пример отвратительного поведения подростки не прозевали, толпами хлынув смотреть «Джунгли».
Подобные фильмы, обращавшиеся к ненасытной подростковой аудитории, питали опасения общественности насчет «малолетней преступности» - болезни, в ходе которой подростки совершали бессмысленные преступления, баловались алкоголем, сигаретами, добрачным сексом, ездой на мотоциклах или машинах с форсированными моторами и рок-н-роллом.
Бесполезно было объяснять родителям, что юноши такого типа были явным меньшинством, или, как однажды выразился президент Эйзенхауэр: «Подростки как самолеты: вы узнаете о тех, которые разбиваются».
А в мае 1955 года «Рок круглые сутки» вошел в «Первую Десятку» - «Школьные джунгли» дали ему новую жизнь. В Нэшвилле, где «Дот Рекордз» пробивалась в поп-независы, молодой певец Пэт Бун поддался на уговоры записать свой вариант песни. Но, вероятно, из чувства протеста, черные слушатели понакупили столько пластинок с «Роком круглые сутки» в более близком им варианте Хэйли и его «Комет», что песня подпрыгнула на 14-ю строчку ритм-н блюзового хит-парада. «Декка» была в экстазе: в течение 13 месяцев Хэйли продал 3 миллиона пластинок! Похоже, рок-н-ролл мог стать популярнее поп-баллад о Дэйви Крокетте.
Хиты Билла Хэйли хорошо известны. «Rock Around the Clock», «Shake, Rattle&Roll», «Mambo Rock», «See You Later Alligator» (До свиданья, аллигатор), «Rock-A-Beating Boogie»(Byrn с роковым битом) - между прочим, Хэйли сам ее написал - а также «When the Saints Rock'n'roll» - рок-н-ролль-ный вариант джазового стандарта «When The Saints Go Marchin' In». Эти песни с неимоверным «заводом», застывшие на звуковых дорожках, не давали покоя целому поколению. Самые лучшие из них, которые теперь все называют классикой, были записаны вторым составом «Комет» примерно с 54-го по 58-й год. Барабанил Рэлф Джоунз, на басу щелкал Эл Рэк, струны лидер-гитары дергал Фрэнк Бичер, а на саксе завывал Руди Помпилли.
Был и третий состав «Комет», стабильный гастрольный коллектив, с которым Хэйли выступал после 1958 года и который поражает своим профессионализмом. Слушая запись, например, «Рока круглые сутки», убеждаешься, что концертный вариант сыгран точь-в-точь как в студии. Нет ни одной, абсолютно ни одной «лажовой» ноты, хотя перед ними бурлящее море стадиона, воющие фанаты, аплодисменты, свист и топот.
Он поднял целую волну подражателей, но Бойд Беннет и «Ракеты» со своим хитом «8еуеп1ееп»(Семнадцать лет) и другие рок-н-ролльные танцевальные оркестры никак не могут сравниться с мощным битом хэйлевских «Комет». Да и где они теперь? Кто о них знает? Бойд Беннет, говорят, занимается бизнесом и рассказывает о своих звездных минутах, жалея «Билла Хэйли и других парней, которые все пропивали и не сумели скопить что-нибудь» на черный день.
Промелькнувшее словосочетание «танцевальные оркестры» не случайно. Специалисты по раннему рок-н-роллу относят исполнителей этого периода к пяти разным стилям. «Чикагский гитарный блюз» не требует особых пояснений, с ним связаны имена Чака Берри и Бо Диддли. Понятно, откуда вышел «НЬЮ-ОРЛЕАНСКИЙ ФОРТЕПИАННЫЙ БЛЮЗ» и его исполнители - Фэтс Домино и Литтл Ричард. «ВОКАЛЬНЫХ ГРУПП», или «ДУ-УОП ГРУПП», было множество. Самые удачливые - «Плэттерз», «Дрифтерз», «Коустерз», «Мунглоуз» - могли похвастаться миллионами проданных пластинок, идеальной хореографией, умопомрачительными костюмами и приторными текстами в духе «одна - луна», «весне - ко мне», «любовь - кровь»; они по большей части были чернокожими. А вот «РОКАБИЛЛИ» играли в основном белые ребята с опытом игры кантри-музыки или ее разновидности «хиллбилли». Имен рокабиллов не перечесть, в разное время такая музыка слышна и у Элвиса, и у Хэйли, и у Чака
Берри. Представителем последней разновидности «СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР» и были «Кометы» Хэйли.
Жизнь Билла Хэйли, как и многих рокеров, прошла не без проблем, включая пристрастие к алкоголю и все более частые нервные расстройства. Это, а также определенные проблемы с уплатой налогов снижало его гастрольные возможности, особенно в Соединенных Штатах, Но давнишние друзья Хэйли говорили, что некоторые сообщения о его проблемах были преувеличены и что он жаждал возобновить свои музыкальные занятия. Но. 9 февраля 1981 года первый герой рок-н-ролла покинул этот мир.
В последние годы он жил в тихом уединении в своем доме в Долине Рио Гранде, изредка вырываясь с «Кометами» на гастроли. Но осенью 80-го расписание его интенсивного британо-европейского турне было в спешке сокращено - Билла поразила какая-то неведомая болезнь, приковав его к дому. Джим Майерз, соавтор песни «Рок круглые сутки», рассказывал в интервью «Лос-Анджелес Тайме»: «Я говорил с Биллом по телефону в прошлую субботу, и у него был больной голос, но он не хотел в больницу. В течение последних месяцев он звонил мне пару раз в неделю. Да нет, не по делам. Я думаю, ему просто было немного одиноко. Неправда, что он успокоился, как многие газеты писали. Он провел крупное турне по Южной Африке и регулярно ездил в Европу. Он мог бы легко набрать 25 штук за неделю, если бы только захотел».
Другой коллега Хэйли, менеджер лос-анджелесских групп Стив Бригати, пояснял, что налоговые трудности были решены: «Я пытался уговорить его вновь начать работать здесь. Он был самым приятным парнем в мире. Да неважно, какие у него были проблемы за пределами сцены. Всякий раз, как он шагал к микрофону, он улыбался. Рой Браун и Джо Тернер начали играть рок раньше. Элвис Пресли был красивее. Чак Берри был сильнее творчески. Но Билл был первым парнем, который на самом деле донес до нас смысл происходившего!»
Олег Усманов.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet