Маруяма и Мацумура  E-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
07.10.2011 г.

Кроме гравюр в жанре укиё-э, известны рисунки с натуры школы Маруяма, возглавлявшейся художником Маруяма Оке, и школы Сидзёха, во главе которой стоял Го Сюн. Художники этих школ рисовали изящные картины с видами Киото, которые были восторженно приняты представителями из богатых торговых домов западной Японии. Однако с точки зрения чисто художественной Маруяма и Мацумура не имели своего собственного лица, эклектически соединяя в своем творчестве различные стили. Вкусам интеллигенции, среди которой господствующее положение заняла кангаку-китайская наука, отвечали художественные альбомы типа «Кайсиэнгадэн» и картины школы Нанга (бундзинга), которая многое заимствовала из живописи Минской и Цинской эпох. Эти картины, написанные литераторами, высоко ценились как произведения живописи, отличавшиеся от тщательно выполненных картин профессиональных художников.

В этом жанре появилась целая плеяда крупных художников этого направления, таких, как Икэ Тайга, Ёса Бусон, Таномура Тикудэн и др. Действительно, произведениям этих художников, исполненным тонкого поэтического вкуса, далеким от вульгарности, присущ аромат самобытности, но, с другой стороны, нельзя отрицать, что их творчество оказывалось подчас слишком абстрактным и туманным.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что прежде всего бросается в глаза, что пространственные искусства этого периода не достигли такого высокого уровня, когда их можно было бы сравнивать с произведением свитковой живописи «Сигисан эн-ги-эмаки» или работами Сэссю и Сотацу. Это как раз соответствует положению, сложившемуся тогда в области художественной литературы, когда не было произведений, по своим художественным достоинствам стоявших выше «Гэндзи моно-гатари» и шедевров Басе, Тикамацу и Сайкаку.
Однако, касаясь пространственных искусств этого периода, необходимо особо отметить, что в те годы начали устанавливаться связи с художественными кругами Запада. Ввоз произведений западной живописи имел место еще в XVI веке, в период проникновения в Японию культуры южных варваров, однако тогда их влияние ограничилось тем, что были созданы картины, написанные маслом, слепо копировавшие западные образцы.
В описываемый же период проникновение в Японию западной живописи, завезенной сюда голландцами, наряду с распространением «голландоведения» привело не только к появлению таких художников, пишущих в западном стиле, как Сиба Кокан, ее влияние затронуло даже область традиционной японской живописи: заимствование закона перспективы и других приемов западной живописи начало обнаруживаться во всех гравюрах укиё-э. Несомненно также, что портреты Ватанабэ Кадзана-художника школы Нанга, не обладали бы такой впечатляющей силой, если бы он не воспринял реализм, присущий европейской живописи. Ясно видны следы техники западной живописи и в пейзажных гравюрах Хокусая и Хиросигэ, например в изображении облаков и других деталей пейзажа.
Важно отметить не столько влияние западной живописи на японскую, сколько то обстоятельство, что произведения японских художников, испытавшие на себе влияние живописи европейской, после открытия страны в конце феодального правления стали вывозиться в Европу и оказали решающее воздействие на дальнейшее развитие европейской живописи. Новая манера постимпрессионистской живописи, круто повернувшей от традиций западной живописи, стесненной мрачной живописной техникой классического реализма, к картинам, полным света и свежих, ярких красок, хотя и возникла в силу различных исторических условий, однако не может быть сомнения в том, что по крайней мере одним из главных условий было влияние техники полихромной гравюры, характерной для Хокусая и Хиросигэ. Например, стиль Эдуарда Мане, удивившего зрителей использованием чередующихся основных цветов без применения полутонов, возник как развитие цветоощущения, воспринятого из испанской живописи. Но еще более решающее влияние на его живописную манеру, как указывают историки искусства, оказала гравюра укиё-э, которая начиная с 1855 года вызывала неослабевающий интерес у парижских художников. Сам метод плоскостного изображения, лаконичности линий и светлых тонов, составляющий сущность живописной манеры французского художника, как раз и восходит к гравюре укиё-э. Один искусствовед сообщает, что когда он посетил Клода Моне в его уединенном жилище, то обратил внимание на «большое число гравюр укиё-э, развешанных в коридорах особняка...». «...Особенно интересным мне показалось то, что я обнаружил непосредственную цветовую связь между ярким колоритом гравюр укиё-э и стилем картин самого Моне, сплошь закрывавших стены гостиных и залов (см. книгу Ясиро Сатио «Нихонбидзюцу-но токусицу» - «Особенности японского искусства»).

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Ссылка Цитата


« Пред.   След. »

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
При публикации материалов с данного сайта ссылка обязательна

Tweet